Постоянно слышу в свои адрес: «ты “гиперопекаешь” своего сына, ни в чём его не ограничиваешь, ему всё позволено, он не приспособлен к быту (не моет за собой посуду), не признаёт авторитетов… – одним словом «задутый в жопку ребёнок»!»
Список представлений родственников и близких о гиперопеке можно продолжать, но это не имеет значения.
У нас так устроены отношения, потому что мы так договорились. У меня вырос самостоятельный, рассудительный, ответственный сын, с адекватной самооценкой и усвоенными правилами ассертивности. Результатами своих педагогических экспериментов я довольна.
Сегодня я открываю серию маленьких рассказов о том, как вырастить самостоятельного, уверенного в себе и целеустремлённого ребёнка – #ДНЕВНИКИ_БЕЗАЛАБЕРНОЙ_МАМАШИ.
Эпизод 1. «Мама, я не хочу ходить в садик!»
На улице 2003 год. Я благополучно разведена. Мы с ребёнком снимаем «однушку» в Зелёном Луге. Садик во дворе, группа 12 детей (мечта!!!). Бабушки-дедушки всё ещё в другом городе. Я прохожу «первичку» по судебной медицинской биологии – это работа+учёба за стажёрскую, но очень приличную по тем временам зарплату. Пропустить/отпроситься нельзя, только по больничному листу.
И в один прекрасный день мой сын (3,8 лет) решает со мной серьёзно поговорить:
– Мама, ты знаешь, что я не очень люблю ходить в садик, там много детей и очень шумно. Меня это утомляет. Я решил ходить в садик три дня в неделю: в понедельник, когда у нас есть математика (развивающие занятия), в среду, когда есть урок рисования, и в пятницу, когда к нам приходит учительница по английскому. А в другие дни мне нужен отдых от садика, я считаю время, проведенное там, бесполезным и скучным.
– Э-э-э… (я попыталась собрать мысли в кучу и привести аргументы в защиту садика) – сынок, там кормят, выводят гулять на улицу дважды в день… Я буду полдня на работе. Тебе не страшно оставаться дома одному?
– Я люблю быть один. Мне есть чем заняться дома (огромная козинка контруктора лего и телевизор). А еду оставляй на столе, я поем, когда проголодаюсь.
…
С некоторой тревогой я пошла на этот эксперимент. В каждый «вольный» день я неслась с работы домой самым коротким путём, часто на маршрутке. Заходя в дом, часто не успевала вымыть руки, как мой сынок тащил меня к дивану, забирался на колени, заворачивался в мои руки, и не отпускал по часу (тревога всё-таки накапливалась и требовала утешения). Мы обсуждали, как прошёл его день, что нового он узнал о динозаврах по каналу Дискавери, какой звездолёт сегодня построил (обычно это был «Фалькон»). И только после обсуждений шли обедать, а иногда сразу ужинать. Часто я замечала, что вся еда на столе оставалась нетронутой. Исчезало пару печенек, или бутерброд оказывался надкусанным.
– Сынок, почему ты не позавтракал сегодня?
– Я был не голоден!
Спустя две недели я успокоилась. Ещё пару раз предложила сыну сходить в садик во «внеурочный» день. Он отказался. Мы объявили в садике наше новое расписание, чтобы по вторникам и четвергам нас не ждали. Благо, в садике не поинтересовались, с кем будет ребёнок в эти дни.
Сегодня за такую самодеятельность нас поставили бы на учёт СОП (социально опасное положение) и угрожали бы изъятием ребёнка из семьи и лишением родительских прав…)))