Июнь 2006 года. Пора в школу. Мы выбрали чудесную языковую (ключевой момент!) школу внутри нашего жилого квартала, которая (неожиданно) оказалась нам «не по прописке».
Мишин папа подключил все свои ресурсы в виде интеллекта, обаяния, красноречия, (N банок краски и саженцев декоративного кустарника – зачеркнуто), и, конечно, обещания «будущего медалиста», чтобы услышать заветное «Приносите заявление!».
При формировании классов член приемной комиссии нам сообщила:
– У нас в этом году набирают первые классы два педагога – Козлова и Тихонькина (фамилии вымышленные). И обе они соответствуют своим фамилиям. Решайте!
– Ээээ… (я была несколько озадачена). Пожалуй, присутствие «Тихонькиной» в классе мой ребёнок-аудиал даже не заметит. А хотелось бы. Пишите нас к Козловой!
– Ну, я вас предупредила!
Спойлер: предупреждение оказалось кстати. Мы были готовы ко всему.
На первом же родительском собрании меня ждал первый сюрприз – самопрезентация классного руководителя: «Ко мне везут детей со всего города! Потому что я – лучшая! (Давайте, начинайте осознавать, как вам повезло!)» Ну, что ж! – попыталась я себя успокоить – Яркий педагог – это хорошо! Ребёнок лучше усваивает эмоционально окрашенную информацию.
Самоуспокоение было преждевременным.
За первый год начальной школы я услышала о своём ребенке следующее:
1) Козлова: Ваш сын надо мной издевается! Я его спрашиваю: «Сколько будет 1+1?» А он глубокомысленно приставляет палец ко лбу и говорит: «Дайте-ка подумать!…» Я знаю, что он знает! Он просто «ломает комедию» перед классом и тянет время!
Я: Популярность в классе – не его интерес. Он просто не любит поспешных ответов и решений и берет паузу «на подумать». У нас и дома так устроено. Это нормально.
2) Козлова: Ваш сын постоянно корчит мне рожи! Весь спектр его эмоций написан у него на лице – от гнева до отвращения! Почему вы не научили его вести себя прилично?!
Я: Мой ребёнок не умеет лицемерить и даёт вам качественную (соответственно возрасту) обратную связь на ваше поведение. Подумайте, о чем это в ваших с ним отношениях.
3) Козлова: Ваш сын высокомерен, он ни с кем в классе не дружит, не участвует в общих играх на перемене, сидит один и никого к себе не подпускает. Почему вы до сих пор не научили его дружить?!
Я: Мой ребёнок чувствителен к нарушению личных границ и у него сложная форма плоскостопия – подвижные игры и потасовки не для него. И я не могу заставить его дружить с теми, кто ему не интересен. Давайте подождём, пока этот интерес у него проснётся!
И «вишенка на торте»…
4) Козлова: Ваш ребёнок не для моего класса! Он совершенно неуправляем! Ни похвала, ни критика, ни угрозы на него не действуют. Забирайте его в другой класс!
Я: Мы пришли к вам и останемся здесь до конца начальной школы! И вам придётся нас терпеть! Мы же вас терпим!
Козлова: Я вижу, с вами бесполезно разговаривать. У вас такое же выражение лица, как у вашего сына!
Я: Конечно! Он ведь МОЙ сын!
P.S. Да! Начальная школа была для нас мощным тренингом по развитию ассертивности (устойчивого положительного самовосприятия). После «Козловой» нам сам чёрт не страшен.
Берегите своих детей! Семья – то место, где они должны чувствовать себя защищенными и любимыми!